Материалы

К 820-летию Рязанской епархии К 20-летию обретения мощей святителя Мелентия, епископа Рязанского и Зарайского

Подробности
Автор: Катехизатор

                 аппСвятитель Мелетий родился 29 октября 1835 года в благочестивой семье священника Вятской губернии Космы Павловича Якимова и его супруги Александры Капитоновны.

                 В крещении был назван Михаилом. Через год семью посетила скорбь: отец Косьма сильно простудился и заболел лихорадкой. 18 октября 1837 года, будучи совсем молодым, отец Косьма скончался, не прослужив и пяти лет. Его супруга осталась с малолетними детьми на руках и почти без средств к существованию. Семья была обречена на крайнюю бедность. Михаил и его старший брат Павел сызмальства приучились уповать лишь на милосердие Господа и заступничество Божией Матери.Обоим сыновьям было не до забав, свойственных их возрасту. Молитва и чтение Священного Писания стали главными в их жизни. По мере возрастания братья все более прилеплялись сердцем ко Господу.

         Первоначальное воспитание и образование Михаил Якимов получил в вятских духовно-учебных заведениях, в том числе Вятской духовной семинарии. Еще до ее окончания у него возникло желание уйти в монастырь. Он обратился к настоятелю Успенского Трифонова монастыря архимандриту Амвросию (Красовскому), ректору Вятской духовной семинарии, с просьбой о пострижении в монашество. И 26 марта 1857 года Михаил Якимов был пострижен в рясофор без перемены имени.

         Поначалу ему пришлось исполнять обязанности библиотекаря и проповедника, потому что начальство увидело в нем тонкую наблюдательность, дар слова и склонность к научной работе. С начала нового учебного года инок Михаил приступил к собственной преподавательской деятельности в качестве учителя истории и нотного пения. Кроме того, он надзирал за учениками и семинаристами, жившими в монастыре.

         1 февраля 1859 года состоялся его постриг в мантию с наречением Мелетием в честь святителя Мелетия Антиохийского. Затем он был рукоположен во иеродиакона.

         1861 год определил весь его дальнейший жизненный путь. В апреле того года над академией разразилось дело о панихиде по убитым безднинским крестьянам. Поводом послужило то, что в селе Бездна при введении уставной грамоты для усмирения восставших была употреблена военная сила. Несколько человек погибло.

        В Вербное воскресенье, когда слушатели духовной академии гуляли во дворе, мимо них на панихиду проходили толпы университетских студентов. Туда направились и некоторые воспитанники академии. В числе их были священник Яхонтов, уже изрядно тронутый либерализмом, и молодой еще, мягкий по характеру иеродиакон Мелетий. На ектениях местный причт и иеродиакон Мелетий поминали просто «убиенных рабов Божиих» а Яхонтов — с прибавлением «убиенных за свободу и любовь к Отечеству».

Зачинщики панихиды-манифестации были сразу же уволены. Иеродиакон Мелетий, по рассмотрении всех обстоятельств и по указу митрополита Московского Филарета (Дроздова), был послан миссионером в Иркутскую епархию, в Посольский Спасо-Преображенский монастырь на Байкале. Так невидимым и неизъяснимым Промыслом Божиим будущий святитель был определен на самый высокий и благородный в христианстве подвиг апостольства.

       С 1862 по 1867 год иеромонах Мелетий с одним сотрудником и одним послушником обратил и окрестил более 500 человек, в основном глав семейств, в том числе и шаманов.

     Малое количество миссионеров на бескрайних пространствах Сибири вынуждало Епархиальное начальство непрерывно переводить их с одного места на другое, чтобы охватить словом проповеди как можно больше бурят-язычников. С сентября 1872 года иеромонах Мелетий получил новое назначение: проповедовать среди бурят и тунгусов — на границе Монголии.

 

             Все 12 лет миссионерской службы отец Мелетий терпел в Сибири материальные трудности: местные власти миссии не помогали; жалование миссионерам, выдаваемое из частных пожертвований, не превышало 150 рублей. Но и из этих скудных средств они должны были значительную часть тратить на поездки по делам миссии, причем, учитывая масштабы Сибири, на довольно большие расстояния.

             5 августа 1878 года архимандрит Мелетий был назначен епископом Духовной миссии в пределах Забайкальской области; 5 ноября того же года — во епископа Селенгинского, викария Иркутской епархии, со званием начальника Забайкальской духовной миссии.

             В 1882 году владыка организовал и открыл в Чите церковное Братство св. Кирилла и Мефодия и святителя Иннокентия, что способствовало увеличению числа церковно-приходских школ.

             5 июля 1888 года преосвященный Мелетий был назначен на Якутскую кафедру. В Якутск епископ Мелетий прибыл 16 сентября 1889 года и начал свою деятельность с обозрения обширной епархии.

В дальнейшем, несмотря на жесточайшие погодные условия, владыка даже в зимние месяцы ежегодно объезжал улусы, проповедуя слово Божие, служа в храмах епархии Божественную литургию. За 5 лет в епархии освящено 14 церквей; 2 были построены на монастырской территории .

             Однако, на склоне лет все чаще давали знать о себе многочисленные болезни. Не раз задумывался святитель о том, что хорошо бы последние годы жизни провести на родной земле. И вот его желание исполнилось: 14 октября 1896 года преосвященный Мелетий был назначен на Рязанскую кафедру, в состав которой тогда входила часть нынешней Елецкой епархии. 27 декабря, после напутственного молебна в Крестовой церкви, отбыл из Якутска к новому месту служения.

             17 февраля 1897 года Рязань после долгих ожиданий встречала епископа Мелетия, Рязанского и Зарайского, проехавшего 7774 версты от Якутска до Рязани за полтора месяца. С Рязанского вокзала под колокольный звон всех церквей города владыка проследовал в Рождественский кафедральный собор. Епископ Мелетий произнес первую назидательную речь, в которой кратко рассказал о своей более чем 30-летней службе в Сибири и обратился к священникам с призывом к взаимодействию в духе мира и любви на поприще духовного служения. По окончании речи владыка совершил благодарственный молебен Господу Богу. Затем краткий молебен был совершен в Крестовой церкви Архиерейского дома.

           Несмотря на недуги — результат миссионерских трудов, — владыка, верный долгу, совершал подвиг служения Богу в духе апостольской ревности, христианской любви, кротости. Рязанский край не стал местом его отдохновения, хотя и пространства были здесь не столь велики, как в Сибири, и пути сообщения более удобны, и климат не так суров. Заботы его были не менее тяжкими. Если в Якутской епархии на попечении владыки было 80 церквей, то в Рязанской — более 1000. Архипастырь, смиренно совершавший служение в обширных, суровых просторах Восточной Сибири, терпя лишения, невзгоды, скорби и страдания, душевные и телесные, при ежегодных путешествиях по необозримой тундре, в непроходимых лесах и горах, в бурю и зимнюю пургу, в среде невежественных племен, часто больных тяжкими инфекционными заболеваниями, в том числе и проказой, продолжал ревностно нести огонь веры Христовой на святой Рязанской земле, находясь более трех лет на епископской кафедре.

           Ознакомившись с делами епархиального управления, владыка начал с поездок по своей новой епархии. Он побывал в самых отдаленных ее уголках с обозрением церквей и монастырей, с архиерейским служением, с освящением вновь построенных храмов. Причем праздничное служение его практически всегда сопровождалось проповедью. Все речи епископа Мелетия, по воспоминаниям современников, отличались задушевной простотой, разнообразным содержанием, дышали чистой любовью и искренним желанием исправить, предостеречь верующих от тех или иных пороков и опасностей. Он побывал в Касимовском, Спасском, Егорьевском, Зарайском, Михайловском, Пронском, Данковском, Ряжском, Скопинском уездах.

       Всегда и везде святитель Мелетий призывал всех к миру и любви, к строгому хранению веры православной и отказу от разного рода лжеучений. Вся жизнь владыки свидетельствовала — о чем он проповедовал в слове, того придерживался и в жизни. 8 июня 1898 года, по распоряжению преосвященного Мелетия, в Рязани состоялся Первый Миссионерский Епархиальный съезд.

         В конце 1899 года для поклонения древней чудотворной Казанской иконе Божией Матери в город Ряжск Рязанской губернии приезжал прославленный ныне в лике святых протоиерей Иоанн Кронштадтский. 16 декабря Иоанн Кронштадтский сослужил преосвященному Мелетию при совершении Божественной литургии, а затем пред чудотворной иконой они вместе отслужили молебен.

         Воистину, владыка Мелетий всегда был подвижником «веры, любви, благости и кротости...» За веру Христову он отдал всю жизнь. До последних дней своих владыка не прекращал архиерейского служения в Рождественском кафедральном соборе и в Крестовой церкви Архиерейского дома.

         Скончался святитель Мелетий 14 (27) января 1900 года. 18 января рязанцы проводили почившего владыку до места его упокоения — Архангельского собора. В 1984 году по представлению епископа Омского Максима (Крохи) и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Пимена святитель Мелетий, в составе Собора Сибирских святых, был причислен к лику местночтимых святых. Мощи святителя Мелетия были обретены 8 июня 1998 года в Архангельском соборе Рязанского кремля.

Произошло это накануне празднования Собора Рязанских святых и Собора Сибирских святых, накануне юбилейных торжеств в честь 800-летия Рязанской епархии. Несмотря на то, что со времени кончины святителя прошло около ста лет, и погребенный находился в неблагоприятных условиях, мощи святого Мелетия оказались нетленными. 18 сентября 1998 года честные мощи святителя были торжественно перенесены в рязанский Свято-Троицкий монастырь.

      Память святителя Мелетия совершается 14 (27) января – в день преставления, 5 (18) июня - на Рязанской земле в день обретения мощей святого, 10 ( 23) июня - в Соборе Рязанских святых и Соборе Сибирских святых, 10 (23) сентября - в Соборе Липецких святых.