A- A A+

Архив статей  

<< < Декабрь 2018 > >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
25 26 27 28 29 30
31            
   

Историческая страница  

   

"Язык наш - Древо Жизни на Земле"

Подробности

          eer

Тема:   « Русские святые и Рязанский край».

Автор: Будукина Варвара Анатольевна, воспитанница объединения

« Архангел Михаил» МБУ Дом детского творчества, ученица 6 класса

Руководитель: Аверочкин Владимир Евгеньевич, педагог

дополнительного образования МБУ ДДТ( по совместительству)

 

1. Введение.

 

             Почему меня заинтересовала именно эта тема? Наверное потому, что когда наш учитель Владимир Евгеньевич предложил мне написать сочинение на конкурс, я не смогла ответить на вопрос: какие Русские святые связаны с Рязанским краем. Да и никто из нашего объединения, тоже не смог этого сделать. Мы сейчас в объединении « Архангел Михаил» Дома творчества начали изучать период истории, связанный с Куликовской битвой. Наш учитель рассказал нам о святом, имя которого, как никакое другое в России известно всем. Но мы не знали что он непосредственно связано с нашей Рязанской землей. Это преподобный Сергий Радонежский. И я решила написать свое сочинение о нем.

 

Прошли века, и там, где прежде

 

Была лесов дремучих ширь,

 

Стал в белокаменной одежде

 

Оплотом веры монастырь.

 

Кресты и главы золотые

 

Венчают иноков приют,

 

Где мощи Сергия святые

 

Нетленно в раке почиют.

 

Он отвращал молитвой беды

 

И в грозный час у Бога сил

 

Дар силы, славы и победы

 

Стране любимой испросил.

 

Толпы несчетные народа

 

К святыням дивным на поклон

 

Сюда приходят год от года

 

                                                                                    Со всех концов, со всех            

 

                                                                                   сторон.

 

                                                                                                       В.О. Ключевский

 

2. Игумен земли Русской.

               Так называют этого святого на нашей земле. Основателя монастыря, который теперь является центром российского православия, чудотворца, скорого помощника всем убогим и обездоленным, болящим, нам – учащимся, защитника Православной веры и храмов и монастырей, которых он сам основал немало. Кроткого инока, который своим тихим и смиренным голосом останавливал междоусобицы грозных князей. Призывал на смертельную битву воинов для спасения Отечества и ближнего. Нет необходимости описывать житие преподобного Сергия, потому что оно многим хорошо известно. Скажу лишь, что родился он в 1314 году в селе Варницы близ Ростова Великого. В святом Крещении получил имя Варфоломей. В семье было еще два брата Стефан и Петр.

         В 7 лет родители отдали его на обучение в школу. Братья преуспевали в учебе, а Варфоломею учеба совсем не давалась. Это очень огорчало е го родителей. Тогда и произошло событие, изменившее всю его жизнь.

         Однажды он пошел в поле искать лошадей и вышел на поляну и увидел под дубом старца-схимника, который усердно, со слезами, молился. Старец обратился к Варфоломею: «Что ты ищешь и чего хочешь, чадо?». Отрок поведал старцу своё горе и попросил помолиться, чтобы Бог помог ему одолеть грамоту. Помолившись, старец вынул из-за пазухи ковчежец и взял из него частицу просфоры, благословил и велел съесть, сказав: «То тебе дается в знамение благодати Божией и понимания Священного Писания. Господь дарует тебе хорошее знание грамоты, большее, чем у твоих братьев и сверстников. Варфоломей очень просил старца посетить его дом и родителей и тот согласился. Перед уходом он сказал его родителям: «Сын ваш будет обителью Святой Троицы и многих приведет вслед за собой к пониманию Божественных заповедей». Через некоторое время семья Варфоломея перебралась в Радонеж.

             Еще при жизни родителей у преподобного Сергия появилось желание уйти из мира в монахи. Но родители просили его подождать с этим до их смерти. После смерти родителей Варфоломей отправился в Хотьково-Покровский монастырь, к старшему брату Стефану. Он убедил Стефана основать пустынь на холме Маковец, где они и построили небольшую деревянную церковь во имя Святой Троицы.

           Стефан вскоре уехал в московский Богоявленский монастырь, где позднее стал игуменом. Варфоломей, оставшись в полном одиночестве, призвал некоего игумена Митрофана и принял от него постриг под именем Сергия. Ему было 23 года.

 

           Вскоре к нему стали стекаться иноки. Появилась обитель - Троице-Сергиев монастырь.

        По словам одного современника, Сергий «тихими и кроткими словами» мог действовать на самые загрубелые и ожесточённые сердца. Очень часто примирял враждующих между собой князей, уговаривая их подчиняться великому князю Московскому. Так было с Ростовским, Нижегородским, Тверским и нашим Рязанским князем Олегом Ивановичем. И именно об этом мой главный рассказ.

 

 

 

3. Преподобный Сергий и Рязанский край.

 

1386 год...

 

           Об этом событии наш великий историк Н.М. Карамзин пишет так: «Муж, знаменитый святостию, игумен Сергий, взял на себя дело миротворца: ездил к Олегу, говорил ему именем веры, земли Русской и смягчил его сердце, так, что он заключил с Дмитрием вечный союз, утверждённый после семейственным: Феодор, сын Олегов, женился на княжне Московской, Софии Дмитриевне». Для того чтобы объяснить причину, по которой 64-летний Сергий отправился в тяжёлую дорогу да еще зимой, нужно знать историческую ситуацию и личности обоих князей.

             Разорение Тохтамышем Москвы, а потом и Рязанских земель в 1382 году было ужасающим. При этом Дмитрий Московский обвинял князя Олега рязанского в предательстве и решил его примерно наказать. Здесь очень много противоречивых исторических сведений и я в своем сочинении не стану в этом разбираться, да и не имею для этого ни знаний и опыта, ни права. Но то, что эта вражда могла привести к полному уничтожению результатов победы на Куликовом поле очевидно. Что же русские воины погибли зря?

as

 

Храм преподобного Сергия Радонежского на Куликовом поле( современный вид)

         Русь снова встала перед выбором: выжить или погибнуть. Вот цена – которая заставила смиренного игумена пойти на этот шаг. Шагов пришлось сделать очень много. Только он игумен земли Русской мог примирить этих двух людей и тем самым спасти и землю Русскую и оба княжества. Только преподобный Сергий. Потому, что в 1381 году договор о перемирии между Рязанским и Московским князем был заключен, но обе стороны его нарушили. Причин много, но главная каждый из князей соблюдал свои интересы и у каждого есть свои на этот счет оправдания. Рязанская земля, занимая окраинное положение, очень-очень часто подвергалась разорительным нападениям татар и Олег Иванович прежде всего, заботился о своих подданных, Дмитрий Московский ставил перед собой задачу объединения всех русских земель, не исключая и усмирение непокорных князей.

 

             Что касается Рязани, то Н.М. Карамзин пишет об этом так: «…войско Дмитрия, вконец опустошило Рязань, считая оную гнездом измены, и ставя жителям в вину, усердие их к Олегу». 1385 год у Дмитрия Московского и Олега Рязанского был годом жестокого выяснения отношений ратным способом: Олег Иванович захватил у московского князя Коломну, а Дмитрий Донской отбил Коломну обратно.

             Значимость миссии преподобного Сергия при таких обстоятельствах велика и неоценима.

 

            В своем сочинении я не буду описывать все тяжести зимнего путешествия преподобного Сергия. Известно, что для отдыха и молитвы он останавливался в Коломне, где при его участии были основаны Старо-Голутвинский и Бобренёв монастыри, Зарайске, чтобы помолиться у чудотворного образа Николы Зарайского ( Корсуньского). Известно, что преподобный очень почитал святителя Николая, и встреча с Николой Зарайским была для него весьма желанной, и крайне необходимой в трудном путешествии и в надежде на успешный исход чрезвычайно серьёзного и ответственного дела. НА КАРТУ БЫЛА ПОСТАВЛЕНА НЕ ТОЛЬКО ЧЕСТЬ СЕРГИЯ, ТРОИЦКОГО МОНАСТЫРЯ, НО И ВСЕЙ ПРАВОСЛАВНОЙ РУСИ. В летописях сказано, что многие московские дипломатические представители являлись к Олегу Рязанскому в поисках мира и уезжали, не солоно хлебавши: так упорен был князь. Никоновская летопись, например, сообщает: «Прежде бо того мнози ездиша к нему, и ничтоже успеша и не возмогоша утолити его».

           Время для своей миссии преподобный Сергий выбрал скорее всего не случайно. В ноябре начинается Рождественский пост. Каждый христианин должен покаяться, от неправедных дел, очиститься пред образом Христа, простить своих недругов. Было в чем каяться и Олегу Ивановичу.
           Преподобный отец Сергий долго беседовал с князем Олегом, призывал его к патриотическим действиям за православную христианскую веру, за союз с московскими братьями во Христе, за единство Русской земли. Объяснил князю всю горечь, испытываемую Дмитрием Донским, его стремление к братскому объединению русских князей и русских земель.

 

           Вот, как написано об этом в Никоновской летописи: «...преподобный же игумен Сергий, старец чюдный, тихими и кроткыми словесы и речми и благоуветливыми глаголы, благодатью данною ему от Святаго Духа много беседовав с ним о ползе души, и о мире, и о любви; князь велики же Олег преложи свирепство свое на кротость, и утишися, и укротися, и умилися велми душею, устыдебося толь свята мужа, и взял с великим князем Дмитрием Ивановичем вечный мир и любовь из рода в род и возвратися преподобный игумен Сергий с честию и с славою многою на Москву, к великому князю Дмитрию Ивановичу, и достойно хвалим бысть и славен и честен от всех»...

 

             Живая сила речей великого Сергия были настолько убедительны, что Олег согласился на полный и окончательный мир с Дмитрием Донским, с Московской землёй, хотя оба княжества на этот момент весьма серьёзно разъединяла густо пролитая кровь. Ответственная миссия была выполнена. 

 

           И Сергий, провожаемый Олегом, боярами и духовенством Рязани, всеми жителями, двинулся в обратный путь. Обратный путь его снова проходил через Зарайск. Некоторые современные историки считают, что
именно здесь, на Осетре, а не в Рязани, прошла служба Сергия с епископом Рязанским Феоктистом в Никольском храме. Так что службой в деревянном храме Николая Чудотворца на Осетре, вероятно, закончилось пребывание Сергия на Рязанской и Зарайской земле...

 

           Своей великой миссией преподобный навсегда оставил о себе память на Рязанской земле и особенно эта память хранится в Троицком монастыре города Рязани.

 ty

Троицкий монастырь г. Рязани( современный вид)

 

           Своим единственным, но таким важным посещением нашей малой Родины он как бы благословил нашу землю и поэтому его благословение лежит и на нас.

«Внимайте себе, братие. Прежде имейте страх Божий, чистоту душевную и любовь нелицемерную…» ( прп. Сергий Радонежский)

4. Заключение.

             Итак, теперь и я, и все мои одноклассники, знаем о величайшей миссии, игумена земли русской на Рязанской земле. Нам захотелось выяснить, были ли другие общерусские святые, связаны с Рязанским краем. Оказывается, ответить на этот вопрос, мало кто может. Называют, как правило тех, кто входит в собор Рязанских святых. Теперь для нас эта тема стала важной и актуальной. И мы все вместе с нашим учителем постараемся ответить на эти вопросы и поделиться результатами своих поисков на сайте Дома детского творчества.

 

   
© Первое Михайловское благочиние Рязанская Епархия Московский патриархат Русская Православная Церковь
/