A- A A+

Архив статей  

<< < Апрель 2018 > >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30            
   

Историческая страница  

   

К 820-летию Рязанской епархии Покорение Сибири (о рязанских воеводах и святителях на Сибирской земле)

Подробности

К 820-летию Рязанской  епархии

Покорение Сибири

(о рязанских воеводах и святителях на Сибирской земле)

                            « Чтобы не престала память предков наших и наша,

                               И свеча не погасла…».

 

            О событиях, связанных с покорением Сибири Ермаком   знают практически все уважающие себя жители нашего Отечества. О том, что происходило после уже немногие. Выдающаяся, если не сказать решающая роль, в покорении Сибири принадлежит рязанским воеводам и рязанским крестьянам. Дело в том, что дружины воевод формировались тогда из крестьян. Значит,  узнав, где воевода владел землями, можно узнать и «адреса» рядовых покорителей Сибири.

       Истоки нашей многонациональной культуры, делающей Россию великой державой зарождались в те времена. Достигалось это долговременной работой. И одна из основ всему – проповедь Православия. – Одно из  имен - связанное с сыном дьячка Шиловского села Заполье, Никитой. Окончив Сапожковское духовное училище и Рязанскую семинарию, Никита Запольский, был посвящен в священники к Якутскому Троицкому собору.  Затем  миссионер походной Николаевской церкви. Не было какого-нибудь пустынного места в Якутской области, куда бы он по нескольку раз не проникал с проповедью православного пастыря. Начиная с берегов Ледовитого океана до притоков Амура, всюду были следы его миссионерской деятельности. 20-летние труды его – это тысячи новых православных в Сибири и десятки приходов открытые в полярных землях. Последнюю поездку по реке Амур и отрогам Яблонового Хребта он совершил в 1862 году по поручению епископа Иннокентия для распределения территориального влияния амурских и якутских миссионеров. Где простудился и умер 23  августа 1863  года.

 

            Освоение Сибири несет и хранит в себе мощный заряд нашей истории. Рязанские землевладельцы вписали в неё много славных страниц. Рязанец Петр Петрович Головин стоял у истоков формирования экспедиции Семена Дежнева, когда послал его в отряде казачьего десятника Михаила Стадухина на Оймякон, известного как полюс холода. Рязанка Татьяна Федоровна Кондырева ( Пронищева) – стала первой женщиной-полярницей. Жена штурмана Василия Михайловича Прончищева, она разделили с ним все трудности  Второй Камчатской экспедиции при описании берегов Таймыра. Умерла во время экспедиции вслед за мужем. Оба похоронены на Таймыре.

 

Рязанские воеводы – покорители Сибири.

             В 1585 году в Сибирь был направлен воевода Мансуров (его потомок в 17 веке будет участвовать в строительстве каменного храма Архангела Михаила в нашем родном Михайлове) с Данилой Чулковым, Иваном Мясным и Василием  Сукиным. Все эти дворяне владели поместьями на Рязанской земле.  Они в 1586 году основали первый город Сибири – Тюмень. В нем построили первую в Сибири Православную церковь в честь Всемилостивого Спаса. Отстраивал город и стал его первым воеводой тоже рязанец  Юрий Михайлович Булгаков. Рязанский воевода Данила Григорьевич  Чулков в 1587 году основывает город Тобольск, который становится  столицей  Сибири. Им же в городе построены два храма: в честь Пресвятой Троицы и Всемилостивого Спаса на ввозе.

              В 1598  воеводой в Тару назначен Андрей Матвеевич Воейков, дальний  предок уже известного  нам  ротмистра Воейкова, героически погибшего при обороне Севастополя в Крымской войне. Напомним, что Воейковы  владели землями в Михайловском уезде. Вместе с Воейковым  в Тобольске  письменный голова рязанец  Иван Никитович Ржевский. Именно он погибнет в Смутное время, защищая Прокопия  Ляпунова от обманутых казаков, хотя был его недругом при жизни. Андрей Матвеевич и Иван Никитович полностью разобьют  орды Кучума, и возьмут в плен все его огромное семейство, чем и закончат присоединение Сибири к России. В 1598 – будет основан город Верхотурск.  Основатель - двоюродный  брат Андрея Воейкова Иван Меньшой Васильевич Воейков. Деяния рязанцев в покорении Сибири, начиная от первых атаманов до губернаторов, основаны  на построенных городах и селениях. Сибирь покорили не мечом, а рязанским топором.

 

Мокринские и земля Михайловская.

           Обязательно и очень важно понимать, что процесс покорения  и освоения Сибири шел в неразрывной связи с проповедью Православия и заслуга в этом не только представителей церкви, но и первых сибирских воевод.  В своем сочинении мне было хотелось рассказать о человеке, который на рязанской земле может быть и не очень известен, но очень хорошо известен в Сибири и имеет прямое отношение к нашей малой родине, Михайловской земле, на которой о нем, наверное, никто сейчас  не помнит. Это представитель древнего дворянского рода Мокринских – старец, а ныне святой праведный Далмат Исетский.

                       Мокрин – так называли ребенка, родившегося в Мокринин день 19 июня или на Мокрия мокрого 11 мая. Фамилия эта, была распространена в Рязанском крае, где с 15 века известен древний дворянский род Мокринских. В1596 году в Переяславль - Рязанском были поверстаны в сыны боярские  Денис  Данилов и Василий Михайлов  Мокринские.  Мокринские  владели  поместьями на Рязанской земле с 16 века и до начала 20-го, в числе их владений в основном были земли на территории нынешнего Пронского района, а также села Березово и Лужки, правда проданные ими в 17 веке уже более известным нам по книгам Ю.В.Бучнева владельцам. Итак, мой рассказ об одном из великих сыновей земли Рязанской святом праведном Далмате Исетском.

Старец Далмат.

 

            Святые — это наше нетленное сокровище.  Для нас важно, что служение преподобного Далмата есть подвиг почти апостольский - просвещение светом веры Христовой окраин Русского государства. Отец Далмата казак Иван Мокринский пришел в Сибирь  с рязанскими воеводами и служилыми людьми. Дмитрий Иванович Мокринский (впоследствии Далмат) родился в1594 году в Березове. Отец его Иван Мокринский строил эту крепость и служил в ней казачьим атаманом. Мать, возможно, происходила из новокрещеных сибирских татар или остяков. В семье было три сына: Дмитрий, Савватий, Федор – все служилые. В 1627 году Мокринских перевели из Березова в Тобольск. Там Дмитрий Мокринский упоминается как городничий Тобольска и приказчик Вагайского острожка.

          Был женат, имел детей. Истории более известен старший сын Иоанн при пострижении в монахи -  Исаак.  Кроме того в семье  были Калинник, Михаил, Ефросинья, Екатерина. После смерти жены Дмитрий Иванович ушел  в Богоявленский монастырь, где принял постриг и был наречен Далматом. В 1644 году  Далмат покинул Богоявленский монастырь и с иконой Успения Божией Матери пришел на левый берег реки Исети,  на Белое Городище, ископав пещеру, поселился для продолжения своих иноческих подвигов. Преподобный Далмат претерпел великие искушения и опасности.  Люди, арендовавшие земли, где поселился инок, для ловли рыбы и промысла зверя, уговорили хозяина этих мест, тюменского татарина Илигея, убить Далмата. Дважды приходил вооруженный Илигей с толпой татар к безоружному монаху. И дважды преподобный оказывался победителем. Первый раз Далмат объявил себя родственником Илигея по матери. Второй раз преподобного защитила Сама Царица Небесная, Которой он молился пред иконой Ее Успения. Свидетелем чудесного заступления Божией Матери явился сам Илигей,  расположившийся на ночлег с кровожадным замыслом у пещеры Далмата. Божия Матерь явилась иноверцу во сне и повелела  не трогать старца,  и отдать ему всю окрестную землю.  Илигей  исполнил повеление Богородицы, подарив в знак мира преподобному Далмату, по монастырскому преданию, свой шишак и кольчугу,  впоследствии пребывавшие на гробнице старца до самого разорения обители в начале XX века. На этой земле, преподобный Далмат основал монастырь, который, несмотря на нападения татар и башкир, быстро заселялся иноками и мирянами. Трудами и молитвами преподобного Далмата и собранной им братии монастырь стал к середине XVIII века крупнейшим  среди обителей восточной части Российской империи, превосходя даже такие известные монастыри как Знаменский Тобольский, Николаевский Верхотурский, Троицкий Тюменский. Главная святыня монастыря — чудотворная Далматская икона Успения Божией Матери, келейный образ преподобного Далмата, - привлекал паломников и благотворителей, со всей России. Несмотря на неоднократные пожары, монастырь вновь восставал в прежней красе. Преподобный  Далмат отошел ко Господу  25 июня 1697 года в возрасте 103 лет.

       

             Частицы мощей и иконы преподобного Далмата имеются во многих храмах не только Курганской, но и иных епархий (Екатеринбургской, Челябинской, Омской, Новосибирской, Калужской, Астанайской ). К самим мощам преподобного приезжает множество паломников, в основном - из областей Уральского региона, Западной Сибири и Казахстана.

              6 августа 2017 года  в Далматовском Свято-Успенском мужском монастыре был открыт памятник преподобному  Далмату Исетскому.

Памятник установлен на территории монастыря на полутораметровом постаменте напротив храма в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Автором монумента является курганский скульптор Ольга Красношеина. В этот же день в храме «Всех скорбящих Радость» прошла божественная литургия с участием Главы Курганской Митрополии митрополита Курганского и Белозерского Иосифа, епископа Шадринского и Далматовского Владимира и епископа Каменского и Алапаевского Мефодия. Затем священнослужители и прихожане совершили крестный ход со святыми мощами преподобного Далмата Исетского вокруг стен монастыря.

 

             Преподобный Далмат, претерпевший опасность от Илигея, набеги, разорения от иноверцев, доносы и клеветы от «лжебратии», и свое детище - монастырь - устроил как крепость не только внешне, но и в духовном смысле. Иначе невозможно было бы  Далматовскому монастырю за свою 360 - летнюю историю, претерпеть  осаду бунтовщиков, и экономическое разорение, и пожары, и неверие в святость Далмата  епархиальных властей в XIX веке, и осквернение обители безбожниками, и тяжбы с местной администрацией и коммунальными службами и, наконец, незаслуженное забвение преподобного  Далмата в наши дни. Но не святому нужна слава и почитание, а нам, дабы мы, подобно  блудному сыну не растратили отцовское имение, живя блудно на «стране далече».

   
© Первое Михайловское благочиние Рязанская Епархия Московский патриархат Русская Православная Церковь
/