A- A A+

Архив статей  

<< < Март 2018 > >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31  
   

Историческая страница  

   

К 820- летию Рязанкой епархии и 30- летию начала возрождения Иоанно-Богословского монастыря

Подробности

щщщщщщщщИстория Иоанно-Богословского монастыря насчитывает более восьми веков. По преданию эту обитель основали миссионеры, принесшие в Рязанское княжество свет христианской веры вместе с бесценным даром Константинопольского патриарха – иконой святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова.

Когда то место, выбранное создателями монастыря окружали непроходимые топи и леса, так что не то что конному, но и пешему добраться до него было весьма непросто.

К тому времени, когда орды Батыя вторглись в  Рязанские приделы монастырь уже обрел немалую силу и именно к нему потянулись окровавленные на руинах Старой Рязани руки завоевателей. Но святой покровитель на этот раз уберег свою обитель. Батый по преданию был настолько поражен видением грозного заступника, что не только не разорил обитель, а выдал ей своеобразную охранную грамоту – личную золотую печать на образе святого апостола.

Какова же судьба этой печати?  Наверное, об этом знают немногие. По воле архиепископа  Мисаила  в середине 17 века она была снята с иконы и пошла на золочение большой  водосвятной  чаши. За свою историю монастырь неоднократно подвергался набегам и разорению от крымских татар и другого разноязычного и разноплеменного  сброда.  Все эти вандалы были куда менее милосердны  чем  внук  Чингизхана. Каменные строения появились в святых местах только три с половиной века назад, но тоже не смогли сохранить их покой.

Братии удалось облегченно вздохнуть лишь во времена правления Елизаветы Петровны, когда в монастыре было более 50 монахов. Но Екатерина  Великая оставила обители лишь 15 десятин земли, хотя монастырские угодья насчитывали их тысячи.

В истории монастыря были годы, когда в полуразрушенных строениях доживали свой век лишь 5-7 старцев. При советской власти монастырь пришел в окончательное запустение.

Чудотворный образ Иоанна Богослова, положивший начало древнему монастырю, немало изумлял верующих и паломников, за полтора тысячелетия после его написания. В тот миг, когда подросток-пастушок  в последний раз  коснулся  кистью  удивительной  иконы  просветлели  царские палаты в небольшом городке близ Царьграда, где работал юный богомаз. Современники утверждали, что рукой пастушка  водил  сам  Иоанн Богослов…

Его образ на Рязанской земле утишал пожары и эпидемии, исцелял, повергал в ужас безбожных воителей, являл иные чудеса, а однажды исчез!

Это случилось, когда строения монастыря окончательно обветшали и  братия вместе с иконой решили перебраться  на новое место – в село высокое Михайловского уезда. Но обустроиться там не удалось – икона пропала из новой каменной церкви. После долгих поисков она была найдена на могучем дубе в окрестностях покинутого монастыря.

За столько веков, пролетевших  над стенами  монастыря  иконописный образ его  ни  разу  не обновлялся  и не переписывался  реставраторами. Случай практически небывалый в мировой иконографии.

В смутное революционное время, в безверии братоубийственной гражданской войны икона исчезла снова. Сейчас ее судьба ведома только Господу, но верующие убеждены, что образ евангелиста еще вернется в возрожденную обитель. Просто время еще не пришло….

Есть в монастыре и святой источник. Пятиглавая каменная часовня на ручье, вода из которого не портилась, сколь бы долго ее не хранили, возведена была первоначально более 130 лет назад. Архимандрит Виталий писал в позапрошлом веке архиепископу Рязанскому Алексию о многих документально подтвержденных случаях, когда вода из монастырских родников возвращала слепым – зрение, немощным – силу, и бесследно исчезали другие тяжкие недуги.

 Большую роль в истории монастыря сыграл Давид Хлудов, купивший себе дачу в его окрестностях. Знакомясь со своими новыми владениями  он обратил внимание на обветшалые монастырские строения. – Как же вы здесь живете, святые отцы?

- Вот так и живем сын мой, ответил самый древний из немногочисленной монастырской братии монах. Почитай четыре десятка лет службы в храме не было, настолько все в запустение пришло.

В Пощупове  Давид Иванович развернулся во всю силу своего организаторского таланта. Помог перестроить главный монастырский храм Иоанна Богослова. Заказал прославленному рязанскому иконописцу Николаю  Шумову иконостас, заново возвел Успенскую церковь с тремя приделами, странноприимный дом с трапезной, братский корпус, училище, больницу, баню, житницу – много чего появилось.

Слово Хлудова сыграло роль и при назначении нового архимандрита монастыря. Им, сорок седьмым по счету стал владыка Виталий. Новый владыка ввел в монастыре порядок истинного общежития и бескорыстного служения Богу. Более ста иноков и послушников теперь шли в храм, чтобы вознести Богу  молитвы и сделать сотни земных поклонов. По данным канонам и заветам живут монахи и ныне.

В советское время 12 лет длились попытки властей закрыть монастырь. Наконец в 1931 году им это удалось. Еще в начале прошлого века на дубовых пнях, оставшихся от былых  лесов мог выспаться взрослый мужчина, настолько широки они были! Воспитанников детского дома для малолетних правонарушителей, размещенного в обители поощряли за каждый квадратный метр уничтоженных ими фресок. В 70-е годы МВД устроило здесь свои склады за колючей проволокой.

Монастырская колокольня всего на 1 кирпич ниже колокольни Ивана великого в Кремле! Наконец осень. 1988 года монастырь вернули Русской православной церкви. В 1992 году обретены честные останки архимандритов Виталия, Тихона и Зосимы. Именно Иоанно - Богословский монастырь стал инициатором создания теологического факультеты при РГУ им.С.  Есенина.

Воспитанники  клуба  «Архангел  Михаил» ( по материалам  очерков И. Чернова)

   
© Первое Михайловское благочиние Рязанская Епархия Московский патриархат Русская Православная Церковь
/