A- A A+

Архив статей  

<< < Март 2018 > >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31  
   

Историческая страница  

   

Князь Пожарский – человек высокой веры, чести и долга

Подробности

          « Имя русского князя – Дмитрия Михайловича Пожарского, навсегда войдет в историю нашей Родины как имя человека, любившего великой любовью свою Отчизну и сделавшего все от себя возможное, чтобы не допустить ее порабощения иноземными захватчиками. Прослеживая весь его жизненный путь по дошедшим до наших дней источникам информации – летописям, сказаниям, разрядным книгам, государственным актам, высказываниям его современников и т.д., не перестаешь удивляться, как же многогранен был образ этого воистину замечательного человека, великого гражданина многострадальной  Руси.» (В.Е. Шматов)

пр

             Накануне Дня защитника Отечества в Стрелецко – Высельском  и Первомайском филиалах  и ряде других образовательных учреждений воспитанниками МБУ ДО   Дом детского творчества и историко-патриотического клуба «Архангел Михаил», проведены массовые информационные мероприятия, посвященные памяти князя Д.М. Пожарского, в связи с 440 - летием со дня  его рождения.  И действительно о ком, как не о нем рассказать в этот день. Спаситель Отечества, так его называют до сих пор.

 аа

               Родился Д.М. Пожарский в семье одного из потомков Рюриковичей. Его отец, Михаил Федорович Пожарский – потомок в 13 колене великого князя Суздальского и Владимирского, а затем и великого князя Киевского Юрия Владимировича Долгорукого. Его мать, Евфросинья Федоровна Беклемишева, была из знатного старинного дворянского рода.

 

               После смерти Михаила Федоровича семья Пожарских переезжает в Москву, где на Арбате еще у деда Дмитрия Михайловича, Федора Ивановича Пожарского, был свой дом. И в 1593 году пятнадцатилетний Дмитрий поступает на государеву службу, хотя в разрядных книгах он упоминается лишь с 1598 года, в ранге "стряпчего с платьем". В этом же году он в числе других дворян подписывает соборное определение об избрании в цари Бориса Федоровича Годунова. Пожарский верно служит новому царю и в 1602 году получает чин стольника. Приближает царь и мать Д.М. Пожарского – Евфросинью  Федоровну, которая становится сначала боярыней у дочери царя, Ксении, а затем, верховной боярыней у самой царицы, Марии Григорьевны Годуновой. После смерти царя Б.Ф. Годунова в апреле 1605 года, к власти пришел Самозванец, Лжедмитрий I, ставленник польского короля Сигизмунда III.

 

              С приходом к власти Лжедмитрия I, которому присягнула и Москва, и боярская  Дума, Пожарский  продолжает  находиться при дворе. В мае 1606 года  Самозванца  убивают и  царем выкликают князя Василия Ивановича Шуйского, которому присягнул  и  Д.М. Пожарский. Однако с появлением на Руси  второго Самозванца – Лжедмитрия II, на русские земли вторгаются отряды литовцев и поляков, которые, поддерживая Лжедмитрия II, начинают грабить и разорять русские города, села, деревни, церкви и монастыри. Царь Шуйский пытается организовать борьбу против нового Самозванца и непрошенных гостей, литовцев и поляков, мобилизуя все имеющиеся у него средства.  И в числе других приближенных он отряжает на борьбу с литовцами и поляками и князя Д. М. Пожарского – сначала в качестве полкового воеводы в 1608 году, а затем назначает его воеводой в город Зарайск  Рязанского  уезда  в  феврале  1610 года.

 

              За ревностную службу по защите Отечества от поляков Пожарский получил от царя В.И. Шуйского в 1610 году в вотчину из своего старого поместья в Суздальском уезде. В жалованной грамоте было сказано, что он "многую службу и дородство показалъ, голодъ и во всемъ оскуденье и всякую осадную нужду терпелъ многое  время, а на воровскую прелесть и смуту ни на которую ни покусился, стоялъ в твердости разума своего крепко и непоколебимо безо всякия шатости".

 

           И, действительно, за всю свою жизнь Д.М. Пожарский ни разу не изменил своему долгу ни перед государями российскими, ни пред своим Отечеством. И пользовался большим уважением не только у своих единомышленников, но и у своих противников. Ни разу в своей жизни Д.М. Пожарский не был уличен в какой-либо измене, подлоге, подлости, казнокрадстве, лицемерии, жестокости по отношению к кому-либо и каких-то других негативных поступках. Наоборот, он отличался мягким и добрым характером, вниманием к людским бедам, терпимостью к людям, великодушием. Он умел находить общий язык с людьми всех сословий, от холопа до боярина, что было очень удивительным для эпохи того времени. И совсем не случайно, что когда нижегородцы стали искать военачальника для второго народного ополчения, то остановились единодушно на кандидатуре князя Пожарского.

 

         И лукавят некоторые из историков, говоря о том, что были и другие исторические личности в то время, способные возглавить второе народное ополчение. Но в том-то все и дело, что при формировании второго народного ополчения другого такого человека просто не было.             

 

         Сам князь Пожарский был чрезвычайно скромным человеком, и он сам о себе как-то с иронией сказал: "Был бы у нас такой столп, как князь Василий Васильевич Голицын – все  бы его держались, а я к такому великому делу  не придался  мимо его; меня  ныне  к этому делу приневолили бояре и вся земля".

 

.       Все царствующие  при жизни Д.М. Пожарского  государи  российские отмечали ревностную службу князя своему Отечеству, приближая  и награждая его. Особенно  чтил  его  молодой  российский  царь М.Ф. Романов, поручая Д.М. Пожарскому особо  важные  дела Весьма  чтил князя  и  отец царя, патриарх  Московский  и  всея Руси Филарет, которого князь первым встречал при  возвращении  Филарета из польского плена в 1619 году. Когда в апреле 1642  года  Д.М.  Пожарский  умер, "… царь Михаилъ Феодорович, чтя заслуги государственных  мужей, провожалъ  гроб  сего  незабвеннаго  боярина  и почтил  оный  слезами  своими "

 

                То, что князь Д.М. Пожарскимй  великий Патриот своей земли, своей Родины – это вне всяких сомнений. Никто и никогда  и не пытался это оспорить. Потому что это невозможно.

 

( по материалам татей и очерков Шматова  В.Е.)

 

 

   
© Первое Михайловское благочиние Рязанская Епархия Московский патриархат Русская Православная Церковь
/