A- A A+

Архив статей  

<< < Март 2018 > >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31  
   

Историческая страница  

   

К 820 – летию Рязанской епархии. Пастырь добрый

Подробности

ьm

«Пастырь добрый»

 о епископе  Пермском и Екатеринбургском Иустине                          ( Вишневском) – уроженце Михайловского уезда  Рязанской губернии

              

             Мало кто знает, что на Михайловской земле в разное время родились 5   будущих архиереев Православной церкви, известных всей России. По двум  из них владыках Глебе ( Смирнове)  и  Варфоломее ( Городцове)  мы уже провели свои исследования и довели их до михайловцев. Что касается владыки  Иустина ( Вишневского), архиепископа Пермского и Екатеринбургского, то по времени своего служения это наиболее  отдаленный от нас  период, а именно 18 век, в следующем году исполняется 260 лет со дня его рождения. Кроме того владыка Иустин  внес огромный вклад в развитие системы образования в Перми и Екатеринбурге и образования не только церковного. Владыка  заложил самые прочные традиции преподавания точных наук в семинарии, позднее из стен Пермской семинарии выпускались будущие ученые физики и математики, члены европейских академий наук. Кроме того, епископ  Иустин  был замечательным филологом, его учебник церковно-славянского языка был учебным пособием во всех  духовных  школах  России  вплоть до конца 19 века. Поэтому наша работа о нем. Так как каких либо информаторов по данной теме, ввиду давности событий не нашлось, мы использовали в своих исследованиях публикации о нем в Пермской епархии, его письма, выдержки из сочинений и интернет ресурсы на сайте городов  Перми и Екатеринбурга,  а также печатные материалы Рязанской епархии.

  1. 1.Начало пути

               Сегодня село  Сергиевское  Милославского района мало кому известно и мало чем примечательно. Но именно в этом селе, а тогда оно входило в состав Михайловского уезда, родился и провел детство человек, известный далеко за  пределами михайловской земли. Священник, архиерей. Лично общавшийся с самыми знатными особами своего времени и внесший большой вклад в укрепление Православной церкви на Урале. Это архиепископ Пермский и Екатеринбургский  Иустин  (в миру Иоанн Федорович Вишневский)

            Из истории самого села известно следующее.  В окладных книгах 1676 года  оно  упоминается  под именем «новоселебного»  (т.е. недавно возникшего)  с. Никольского, названного по имевшейся в селе часовне в честь святого Николая. В дальнейшем на ее месте была воздвигнута Никольская церковь. В 1783 г. построили Сергиевскую церковь, в которой в память о существовавшей до тех пор Никольской церкви был устроен придел (т.е. добавочный, боковой алтарь) в честь святого Николая. В связи с этим село стало именоваться как «Сергиевское,  Новоникольское тож ». Затем осталось лишь название Сергиевское.   

         Преосвященный  Иустин -  в миру Иоанн Федорович Вишневский родился в 1748 году по другим данным в 1751 году  в семье священника. Образование получил в Рязанской семинарии.  Из этого периода жизни известно мало, только, как сказано выше, что будущий Владыка любил точные науки, а еще имел дар проповеди. Учился старательно и добросовестно, на экзаменах показал высокий уровень знаний поэтому и  был оставлен в семинарии  уже как учитель.  

        Своей семьи Владыка не имел, стремился к служению Богу и в 1773 году был пострижен в монашество с именем Иустин.  Все его способности к точным наукам и педагогической деятельности не были забыты светскими властями, и в 1775 году владыка  в сане иеромонаха назначается законоучителем в Инженерный кадетский корпус. Так же по повелению Екатерины II он был определен  учителем русского языка для греков, прибывших  в  Россию. Данной деятельности владыка Иустин занимался до 1783 года.

        В 1783 году в Венецию с дипломатической миссией был направлен граф  Сергей Романович Воронцов и при посольстве была устроена домовая церковь во имя Петра и Павла. Настоятелем этой церкви был назначен иеромонах Иустин.  « В течение 16 лет находился в посольствах в Венеции и Вене…»[ 3 ]    так говорит нам библиографический словарь. Однако история первой русской  церкви в Венеции оказалась недолговечной. Посольство было упразднено в 1797 году. Первая русская Троицкая церковь в Вене появилась в 1762 году, она неоднократно переносилась с место на место, пока не оказалась на Вольфштрассе, 5.  В апреле 1799 года Иустин  вернулся в Россию, потеряв почти все свое имущество во время занятия Венеции французами.  

          Хронология последующих назначений, вплоть до назначения епископом Пермским и Екатеринбургским выглядит так:

-  4 августа 1799 года возведен в сан архимандрита  Иосифо - Волоколамского монастыря  и назначен членом духовной комиссии в Москве для рассматривания сочинений и переводов, касающихся церкви и ее учения.

-  С 19 декабря 1799 года — 27-й  настоятель  Иверского  Богородицкого монастыря Новгородской  епархии           

  - 25 марта 1800 года хиротонисан  во епископа Свияжского, викария Казанской епархии

  - В 1801 году произошло событие наиболее  важное в жизни самого Владыки и очень важное по значимости в истории церкви. Именно преосвященный Иустин ( Вишневский)  свидетельствовал  и  открывал  мощи  Иркутского  святителя Иннокентия (память 9/22 февраля и 26 ноября/9 декабря).

 - 20 января 1802 года по указу императора Александра I,  назначен епископом Пермским и Екатеринбургским.  Первую литургию служил 8 марта 1802 года  в Петропавловском соборе, т.е. 215 лет назад.  В 1806 году за заслуги  награжден, орденом св. Анны I степени.  

2. Епископ Пермский и Екатеринбургский

            Из материалов Пермской епархии нам удалось узнать следующее. В течение 20-летнего Владыка Иустин управлял  Пермской епархией в течении 20 лет, большое внимание уделял  церковной проповеди, даже разработал специальную инструкцию для ее проведения. Всячески поощрял  проповедников, и сам постоянно проповедовал, отзываясь на все важнейшие вопросы общественной и церковной жизни.  

          При  епископе  Иустине в 1810 году за  Петропавловским  собором построен большой корпус для монашествующих и архиерейских певчих, в 1819 году закончено строительство кафедрального собора, заложена соборная колокольня. В Екатеринбурге в 1811 году  Владыка  Иустин  учредил женскую общежительную обитель.  В  Далматове открылось  духовное училище,  а  в  Перми  духовная семинарию, существующая до сих пор. Обо всем этом Владыка проявлял неустанную заботу .  Он в духовном завещании отказал семинарии всю свою личную библиотеку — 377 томов на латинском, греческом, итальянском, французском и русском языках. в частности, на латыни: труды Григория Великого в двух томах, труды Ефрема Сирина в двух томах, Священная история в 8-ми томах, труды Св. Августина в 7-ми томах, Ориген  в двух томах, тертуллиан  в двух томах,  Клементий  Александрийский в двух томах, Библия с комментариями в 28-ми томах, Квинт Гораций, Пиндар и другие.

             Большую работу пастырь проводил по преодолению последствий раскола , так как на Урале было много старообрядцев. Он сумел однако заслужить их полное  уважение. В Екатеринбурге и Перми он открыл несколько единоверческих приходов.  В 1803 году учреждён первый единоверческий приход в Екатеринбурге. Через некоторое  время  здесь была построена первая единоверческая  Спасская  церковь.  5 февраля 1818 года открыл для просвещения язычников своей епархии отделение Библейского общества.

              Он тщательно следил за семинарским образованием, часто посещал семинарию, особенно во время экзаменов.  В 1805 году более 1000 рублей были истрачены на приобретение приборов и различных геодезических инструментов для физического кабинета семинарии.  У князей Голицыных были приобретены четыре дома, в которых разместились правление семинарии, больница, кухня и столовая, общежитие и классы. Все это говорит о том, что Владыка откликался не только на веяния церковной жизни. Но и на насущные проблемы связанные с историческим развитием Урала в данное время и контингент прихожан.

3.Наследие Владыки

             Из всех  наук Владыка больше  любил математику. В  типографии Московского университета в 1806 году вышла книга под названием: "Собрание шести сот пятидесяти одного избраннейшего примера в пользу юношества, учащегося арифметике, под смотрением преосвященного  Иустина, епископа Пермского и Екатеринбургского, взятых несколько из книг, но большей части новоизобретенных посильными трудами учителя математики Алексея Вишневского", племянника владыки. В семинарской библиотеке имеется его рукописное сочинение: "Славянская грамматика, сочиненная при Российском министерстве в Венеции иеромонахом Иустином". В печати известны многие его речи. В 1809 году по просьбе доктора  Ф.Х. Граля  написал "Увещание к пастве о привитии оспы", которое было издано в типографии и разослано по приходам — священники читали его в церквах.  Известны и другие его литературные обращения к пастве: "Увещание к христианам Пермской епархии, по тому случаю, что многие тысячи из них не исповедываются  и  не причащаются", "Увещание к пастырям и  пасомым  по случаю голода в пяти зауральских уездах в 1818 г." и  другие.  

               В 1816 году по грамоте, данной Преосвященным Иустином, Епископом Пермским и Екатеринбургским, от 22 декабря 1816 года, с архиерейской печатью, взамен обветшалой деревянной церкви в  Мотовилихе  была  начата постройка каменной церкви во имя Живоначальной Троицы. План и фасад новой  церкви был составлен и подписан губернским архитектором  Петром Тимофеевым Васильевым.  11 мая 1817 года;  на плане этом имелось благословение  Преосвященного  Иустина, Епископа Пермского и Екатеринбургского. Впоследствии храм стал главным в Троицком Мотовилихинском мужском  монастыре. Монастырь этот в настоящее время возрожден.

          Еще одним значимым памятником святителю является основанная под его руководством  Екатеринбургская женская община, впоследствии ставшая Ново-Тихвинским женским монастырем. История основания и развития обители необыкновенна и требует отдельного рассказа. Мы лишь отразим некоторые моменты, связанные с этим.

            Сначала  сестры будущей обители поселились в доме адмирала Федора Федоровича  Ушакова – прославленного флотоводца и  человека глубоко благочестивого, ныне причисленного к лику святых. Благодаря его помощи их замыслы  начали  обретать реальные очертания. Федор Федорович взял на себя переписку с архиепископом  Пермским  Иустином, чье разрешение было необходимо  для  создания монастыря . В результате этой переписки дело это стало их общим делом.  Адмирал  нашел  и  высокопоставленных покровителей, в числе которых был первенствующий член Синода митрополит Амвросий (Подобедов), а также обер-прокурор Святейшего Синода. Совместными усилиями были найдены  щедрые  жертвователи  для будущей обители. И все-таки для  официального создания обители понадобилось несколько лет.

          В 1807 году ( 210 лет назад)  у начальницы Татьяны появился точный список с древнего чудотворного Тихвинского образа Божией Матери, пребывающего в Тихвине. Эту икону подарил ей архимандрит Тихвинского мужского монастыря отец Герасим (Князев).  Именно этот список впоследствии стал главной святыней Ново-Тихвинского женского монастыря.    31 декабря 1809 года  по Высочайшему повелению Александра  Первого  в Екатеринбурге была учреждена заштатная третьеклассная общежительная женская обитель с наименованием ее Ново-Тихвинскою.

Монастырь в середине XIX века был одним из центров начального и среднего женского образования на Урале, при нем находилось женское четырехклассное училище. Да и в самом монастыре к 1866 году не умели писать лишь 17, 6% сестер. И это в то время, когда неграмотных среди населения России было больше 70%.[ 8 ]  

           О том, какое значение для епархии имел Ново-Тихвинский монастырь, возвышенно написал в одном из посланий Святейшему Синоду сам епископ Пермский  Иустин: «Град Екатеринбург заключает собою как бы врата в богатую и доселе еще не везде обозримую Сибирь — достойно убо будет и праведно на сей горе Уральской в знак благодарения Богу Благодетелю нашему и в честь и славу Пресвятыя  Богородительницы  и  Приснодевы  Марии восставить означенную пустынь… Пусть каждый Россиянин, входя и проходя чрез сии врата во страну Сибири, взирает и на сию Святую Обитель яко памятник, воздвигнутый Отечеством нашим в благодарение и славу Великого Бога».   

          В 1918 году именно сестры Ново-Тихвинского  монастыря  были последними, кто на этой земле оказал помощь семье Царственных Страстотерпцев.  До самой гибели царственных узников инокини приносили для них в корзинках свежие продукты; об этом сохранились благодарные свидетельства в дневниках Государя и Императрицы. Сестры принесли передачу и в тот день, когда в живых больше не было никого из тех, кому она предназначалась.

         31 мая 1823 года  Владыка ушел  на  покой, с пенсией в 1000 рублей. 

                                                      

 

Заключение.

                 В заключении можно сказать, что нам удалось достаточно много узнать о Владыке  Иустине,  несмотря на давность событий. Отличительными  чертами епископа  Иустина  были  кротость  и  совершенное  незлобие, общедоступность для всех.  Преосвященный  Иустин  принимал у себя М.М. Сперанского, бывшего в ссылке в Перми.  2 октября 1824 года,  т.е. уже после ухода на покой,  преосвященный удостоился посещения  Государем Императором Александром  Первым без свиты, что говорит о высокой  оценке светской властью его пастырских заслуг. Владыка отошел  ко  Господу 31 января 1826 года.  5 февраля  1826 года  преосвященный  Иустин  был похоронен под алтарем  кафедрального  собора, в усыпальнице  архиереев. Его имя упоминается при проведении каждой божественной литургии до сего времени.

           В качестве вывода можно сказать, что 270 лет  назад в Михайловском селе родился и вырос человек, очень много сделавший для развития Православия на Урале, проявивший себя кроме того и в других областях деятельности, в том числе и дипломатической. Человек, которого помнят и в Перми, и в Екатеринбурге, оставивший большое наследие на этой земле, и нам тоже не пристало забывать об этом.

             Мы считаем, что и в селе Сергиевском необходимо увековечить память известнейшего земляка, «Пастыря доброго».  С этой целью, в ближайшее  время, планируем  посетить  Сергиевское  и  встретиться с местной администраций для решения этого вопроса.

   
© Первое Михайловское благочиние Рязанская Епархия Московский патриархат Русская Православная Церковь
/