A- A A+

Архив статей  

<< < Февраль 2018 > >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 28        
   

Историческая страница  

   

К 820-летию Рязанской епархии. Митрополит Рязанский и Муромский, местоблюститель Патриаршего престола Стефан ( Яворский) к 360-летию со дня рождения

Подробности

                 DFСтефан (Яворский), митрополит Рязанский и Муромский, местоблюститель патриаршего престола.

                  В миру Яворский Симеон  Иванович, родился в 1658 г. в польском местечке Яворе (в Галиции) (ныне г. Яворов Львовской области) в православной семье. После Андрусовского мира, отдававшего Польше правобережную Украину, семья Яворских, желая остаться верной Православию, переселяется в сельцо Красиловку близ Нежина.

                  Образование получил в Киево - Могилевской коллегии,

В 1684 году отправлен митр. Киевским Варлаамом (Ясинским) за границу для завершения духовного образования. Ему пришлось наружно принять католическое исповедание под именем Станислава Симона (в те времена такой поступок не был исключительным). Стефан побывал в высших католических школах. В польских школах он основательно познакомился с католическим богословием и усвоил враждебное отношение к протестантизму.

                В 1687 г. (по другим источникам в 1689 г.) вернулся в Киев, принес покаяние в своем отречении от Православной Церкви и был принят снова в ее лоно.

                В 1689 г. принял монашество по совету Варлаама (Ясинского) и проходил монашеское послушание в Киево-Печерской лавре.

                С 1691 г. – префект академии. В 1697 г. назначен игуменом Свято-Никольского Пустынного монастыря. В это время умер воевода Шеин и на погребение его, в присутствии царя проповедь поручили говорить Яворскому.  Петру I  понравилась проповедь и 7 апреля 1700 г. Стефан  был хиротонисан во епископа Рязанского и Муромского с возведением в сан митрополита.

           16 декабря 1701 г. после смерти Патриарха Адриана, по указанию царя Петра I,  Стефан назначен местоблюстителем патриаршего престола.

Выбирая Стефана, Петр I видел в нем прежде всего человека с западной образованностью, которой он не находил в Московском духовенстве. Кроме того, в глазах Петра Стефан был человеком новым, свободным от традиций старой московской партии. Приверженцы старины не радовались его назначению.

          Пока деятельность Петра была посвящена политике и войне и заботам о просвещении, Стефан вполне сочувствовал ей. В целом ряде проповедей он восхвалял военные дела Петра. В угоду царю он повсюду ставил в архиереи чужеземцев, людей образованных. Однако для Петра Стефан оказался слишком консервативным, а для старорусской партии – совсем уж не таким реформатором; поэтому впоследствии с одной стороны последовало охлаждение, с другой – сближение. Стало очевидно, что Петр не думает назначать патриарха, а наоборот, думает уничтожить самое патриаршество.

Пользуясь запутанной формой проповедей, митрополит Стефан нередко делал неприязненные намеки на действия царя. Сознавая свою неспособность к открытой борьбе, он не раз просил об отставке, но тщетно: Петр держал его при себе до самой его смерти, проводя под его иногда вынужденным благословением все неприятные для него реформы.  Митрополит не мог открыто разорвать с царем, и в то же время он не мог и примириться с происходящим.

           В 1718 году митрополит Стефан окончил свое самое известное сочинение « Камень веры », но напечатано оно было только после его смерти,  в 1728 году.

           В 1718 г. состоялся процесс царевича Алексея. Царь указал митрополиту приехать в Санкт-Петербург и держал его здесь почти до самой смерти, лишая его этим даже той незначительной власти, которой он дотоле пользовался.

           В феврале 1720 г. устав духовной коллегии был утвержден; через год был открыт Синод; президентом Синода царь назначил митрополита Стефана, меньше всех других сочувствовавшего этому учреждению. Митрополит Стефан отказывался подписывать протоколы Синода, не бывал в его заседаниях. Никакого влияния на синодальные дела он не имел; царь, очевидно, держал его только для того, чтобы, пользуясь его именем, придать известную санкцию новому учреждению.

          За все время пребывания в Синоде митрополит Стефан находился под следствием по политическим делам. То его оговаривал кабальный человек Любимов в том, что он сочувственно относился к его, Любимова, сочинениям (1721); то монах Левин показывал, что Стефан (Яворский) будто бы говорил ему: «государь меня определял в Синод, а я не хотел, и за то стоял пред ним на коленях под мечом», и еще: «и сам я желаю в Польшу отъехать» (1722). При ближайшем исследовании оговоры оказывались не имеющими оснований, но митрополита постоянно допрашивали.

              В своей привязанности к основанному им в Нежине монастырю он тоже не находил утешения, потому что обнаружил большое хищение денег, присланных им на устройство монастыря. Все эти неприятности сокращали жизнь митрополита Стефана. Свою библиотеку он пожертвовал Нежинскому монастырю, присоединив к каталогу книг трогательную элегию на лат. языке.

              Митрополит и местоблюститель Патриаршего престола Стефан ( Яворский) отошел ко Господу  27 ноября 1722 года1 в два часа ночи, в своем рязанском подворье в Москве. Тело его отправлено в Рязань, где было погребено в Успенском соборе. В конце XVIII – нач. XIX веков был перезахоронен в Архангельском соборе Рязанского кремля. На начало XXI века честные останки митрополита находились в Рязанском Троицком монастыре.

     

.

Труды:

• Камень веры. М., 1728, Киев, 1730, М., 1749.

• Знамения пришествия антихристов и кончины века. М., 1703.

• Православие и неправославие.

• Виноград Христов. Чернигов, 1698.

• Собрание сочинений. М., 1804. Стефан (Яворский) (1658 – 1722), митрополит Рязанский и Муромский, местоблюститель патриаршего престола.

 

   
© Первое Михайловское благочиние Рязанская Епархия Московский патриархат Русская Православная Церковь
/