A- A A+

Архив статей  

<< < Февраль 2018 > >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28        
   

Историческая страница  

   

К 820- летию Рязанской епархии Первый епископ Рязанский - Арсений

Подробности

Первый епископ Рязанский - Арсений

Первым епископом Рязанским был Арсений, по историографии Татищева, рукоположенный 26 сентября 1198 г. из игуменов одного из монастырей. Об Арсении до поставления его во епископа, ничего неизвестно.
В древней Руси, по словам летописца, епископский сан получал тот, «кого князь восхощет и людие»: поэтому весьма возможно, что Арсений был избран на Рязанскую кафедру князьями Рязанскими, которыми он, как вероятно, был хорошо известен и, может быть, потому, что был настоятелем одного из монастырей Рязанского княжества. 


О деятельности Арсения в сане епископа сохранилось немного сведений; летописи говорят лишь о его участии в тогдашних политических событиях: но и то, что известно о первом Рязанском иерархе, показывает его с наилучшей стороны, как пастыря деятельного, энергичного, заботливого о своей пастве, как радетеля о земле Рязанской и горячего патриота. 
Именно таким пастырем епископ Арсений выступает во время борьбы рязанцев с великим князем Владимирским 
Всеволодом III Большое Гнездо. В первый раз он упоминается в летописях под 1207 годом. В результате сомнительной измены Рязанских князей Всеволод взял и разорил Пронск и направился к Рязани, чтобы примерно наказать рязанских князей и их город.

Когда Всеволод был при Добром Соте (в 20 верстах от Рязани) и хотел переправиться через р. Проню, к нему явились рязанские послы во главе с епископом Арсением. Арсений усердно молил Всеволода не проливать напрасно христианской крови и пощадить землю: «Князь великий!» говорил Арсений: «не опустошай честных мест, не жги святых церквей, в которых приносится жертва Богу и молитва за тебя; ныне мы исполним всю твою волю, чего ты хочешь». Мольбы епископа оказали некоторое действие на Всеволода. Он не пошел к Рязани; но потребовал, чтобы рязанцы выдали ему всех своих князей и княгинь. Рязанцы решили сделать попытку склонить Всеволода на милость. Эту трудную миссию принял на себя епископ Арсений. Он поспешил за Всеволодом, который двигался к Коломне и под этим городом переправился через Оку. Ока преграждала путь епископу: сильная буря, сопровождаемая обильным дождем, взломала лед на реке. Но неустрашимый епископ, для которого очевидно были очень дороги интересы своего княжества и своей паствы, несмотря на опасность, в лодке, переехал бушевавшую реку и догнал Всеволода. От имени всех рязанцев Арсений стал молить вел. князя отменить свое требование о присылке к нему Рязанских князей и княгинь. Но просьба Арсения не имела успеха. Всеволод настаивал на своем требовании, а епископу велел следовать за ним во Владимир. Рязанцы должны были покориться воле князя. В 1208 году Арсений заложил город Переяславль Рязанский у озера Карасева. Здесь говорится, конечно, не об основании Переяславля, который уже существовал с 1095 года. Епископ Арсений заложил город в смысле укрепления, крепости, которой Переяславль, вероятно, еще не имел. Укрепление этого города, очевидно, было вызвано стратегическими соображениями на случай нового ожидаемого нашествия. Ничего нет странного в том, что такое дело, как возведение укреплений в Переяславле, усвояется епископу и усвояется оно не потому, что «новыя укрепления» как говорит Иловайский, воздвигаются по благословению епископа с молитвословием и освящением воды, а потому, что Арсений быль прямо инициатором этого дела. Мы знаем, что в 1208 году в Рязани не было своих князей, а сидел князь из Владимира - Ярослав, совершенно чужой для рязанцев, навязанный им силою и принятый по необходимости. Желанием рязанцев было избавиться от этого князя с его пришлыми дружинниками; они стали и они готовиться к борьбе. Кому же всего естественнее было стать во главе рязанцев как не епископу, который уже доказал свое радение об интересах Рязанской земли? Вокруг кого же лучше всего могли сплотиться рязанцы, потерявшие своих князей, как не около патриота епископа? Епископа Арсения и Всеволод считал одним из важнейших противников своего владычества в Рязани. 
Ярослав Всеволодович скоро заметил замыслы рязанцев против него и намерение их выйти из подчинения и сообщил о том своему отцу. Всеволод немедленно явился с войском под стенами Рязани. Рязанцы дорого заплатили за свою попытку возвратить себе самостоятельность. Рязань, Белгород и, может быть, другие города были сожжены; жителей Рязани, вместе с епископом их Арсением, Всеволод отвел во Владимир, как пленников. При своей жизни Всеволод и не желал отпустить Арсения в его епархию. Рязанские князья и епископ Арсений томились в плену до самой смерти Всеволода III, последовавшей 14 апреля 1212 года. 
Преемник Всеволода III Юрий решил освободить рязанских князей, епископа Арсения и всех рязанских пленников и отпустил их на родину. 
Со времени освобождения Арсения из плена сведения об этом епископе прекращаются. Как долго еще жил он по возвращении из Владимира неизвестно. Летописи после 1212 года, кроме одного факта, — братоубийства в Исадах в 1217 г., почти ничего не говорят о рязанских событиях до нашествия монголов в 1237 г.. 
Если говорить о церковно-просветительной деятельности Арсения. Как архипастырь ревностный, энергичный, попечительный о своей пастве, Арсений немало потрудился в деле просвещения своих пасомых, утверждения их в вере, усердно заботился он о распространении христианства среди язычников, так что, может быть, уже при нем христианство стало проникать вглубь мещерского и мордовского края; без сомнения, прилагал старание к умножению храмов Божиих, основанию иноческих обителей, но обо всем этом точных сведений нет. 
Время преставления первого Рязанского епископа неизвестно. Мнение, будто Арсений скончался в 1212 или 1213 году — только догадка.
Ко времени монгольского нашествия на Русь в Рязани и в Рязанском княжестве было уже несколько монастырей, но сведений о них почти не сохранились. Можно указать, как на древнейшие монастыри, на Ольгов, основанный князем Ингварем, вероятно после 1217 года и Иоанно - Богословский.

   
© Первое Михайловское благочиние Рязанская Епархия Московский патриархат Русская Православная Церковь
/